суббота, 14 июня 2014 г.

Как я познал суть вьетнамского кофе

приветствую о глубокоуважаемый олл!

Наступило 12 июня.
В городе Пенза к дню России присовокупили день города.
Вечером решил съездить в центр и взглянуть на сие действие.
Вышел "издалека" и пошел в сторону центра - однако вдруг нагрянул дождь и пришлось спрятаться в ближайшем торговом Центре. Этим торговым центром оказался ТЦ "Высшая Лига" ну ул. Кураева.
Когда я прогуливался по ТЦ моё внимание привлек отдел чая/кофе с вывеской гласящей что у них продается вьетнамский кофе.
После осмотра экспозиции привлек кофе со следующей этикеткой (русские этикетки клеют на товары не имеющие ни каких корней производства в России и русских описаний на упаковке).
Прикупил и поехал домой. Дома пошел в Гугль дабы узнать откуда растут ноги у Вьетнамского кофе. Погуглив по названию купленного кофе узнал что на этикетке забыли указать что в него не только входит 3 сорта кофе (Робуста, Арабика, Шари) но и карамель. В процесс обжаривания кофе во Вьетнаме входит тростниковый сахар и кофе получается обжаренный в карамели (карамелизированный).
По вьетнамской традиции заварка кофе тоже отдельный ритуал и для исполнения этого ритуала я на следующий день вернулся в отдел и купил самую маленькую вьетнамскую кофеварку.
Поставил ее на кофейную чашку. Засыпал 4 ложки кофе:
Накрыл пресс-фильтром:
И залил водой:
Через 5 минут кофе отфильтровался:
И получилась следующая композиция:
После разбора башни кофе готов к подаче:
Однако я не учел что кофе "оттуда" и "темной обжарки". Привык к дозе: 4 чайных ложки на чашку. В данном случае с темнообжаренным карамельным кофе - вкус получился чересчур насыщенным горько-сладким. Порадовало что не кислым - чем грешт многие продающиеся и подающиеся в кофейнях сорта кофе. Думаю в следующий раз ограничусь 2 ложечками.

Таким было моё первое знакомство с вьетнамским кофе и церемонией его приготовления. В следующий раз прикуплю сорт более легкой обжарки.
Церемония его приготовления меня очень заинтересовала. До сих пор я знал 5 способов приготовления, а теперь 6:
1. Нажатием кнопки на офисной кофе-машине. Я это называю "способом заварки" только потому что машина умеет готовить кофе не только из зерен но и из засыпанного молотого - однако надо следить что засыпаешь. Кофе смолотый в пыль (тонкого помола - для чашки/турки) забивает фильтр и вода идет верхом.
2. Заваривание в чашке. Кофе тонкого помола засыпается в чашку, заваривается кипятком, настаивается пару минут, помешивается и пьется.
3. Заваривание в "Френч-прессе". Кофе засыпается в машинку зовущуюся "Френч-пресс", заливается кипятком, стоит пару минут, опускается поршень "Френч-пресса" и кофе разливается по чашкам.
4. Заваривание в турке. Это самая загадочная процедура заваривания. По этой процедуре в турку заливается вода, засыпается кофе и турка ставится на огонь и доводится до начала кипения. Эту процедуру я не освоил за неимением учителя - Гугль не помог. Для меня до сих пор остается загадкой как добиваются пенки при варке в турке. У меня пенка получается с частичками кофе, тогда как в любой кафешке кофе-машина готовит вкусную чистую пенку. В турке мне такой пенки добиться не удалось и какая она должн быть я не знаю.
5. Теперь узнал заваривание с помощью вьетнамского заварника. Очень интересная машинка. Заваривает так же как любимая мною "Гейзерная кофеварка" - но лишена недостатков "Гейзерной".
6. Гейзерная кофеварка в разборе выглядит так:
Доза воды заливается в нижний сосуд, затем ставится воронка с фильтром, засыпается  доза кофе и накручивается верхняя часть.
После сборки и засыпания кофе получается законченная конструкция:
Вода в этой конструкции закипает в нижней части сосуда и давлением пара выдавливается как гейзер через воронку и фильтр с кофе в верхнюю часть сосуда. Процесс заваривания заканчивается исчерпанием воды, из кофеварки начинает идти пар.
У этой кофеварки есть 2 недостатка:
1. Она не делает пенку.
2. Та что на картинке была куплена во времена их массового производства и стоили они тогда 300р. Сейчас дешевые везде пропали. В наличии лишь модели по 2000+ рублей. Она не стоит такой суммы.

Однако только благодаря этой кофеварке я понял суть заваривания кофе и позже осознал что значит фраза: "кофе пьют медленно, мелкими глотками".
Первую фазу в такой кофеварке можно понять проведя следующий эксперимент:
Заливается полная кофеварка воды, засыпается скажем 4 или 6 ложек кофе. Ставится на слабый огонь с открытой крышкой и готовится несколько сосудов для кофе. Кофе начинает медленно вытекать и по мере набора 50 грамм вылиывется в первую посуду, затем кофеварка ставится назад и ждем следующие 50 грамм и так до конца.
Проделав этот опыт мы понимает что сама суть кофе в первых 50 граммах. Вне зависимости от того сколько засыпем. Вторые 50 грамм это уже менее насыщенный кофе и чем дальше тем слабее. Уже на этапе его приготовления мы визуально видим как уменьшается его плотность. После 3х по 50 уже течет слегка желтая жидкость. На вкус уже понятно что кофе в первых 50-100г, а дальше идет бурда.
В итоге для себя определил следующую пропорцию: 1 чайную ложку с горкой на 50г и максимальная загрузка этой 6 чашечной кофеварки как раз 6 чайных ложек с горкой. Если мне надо сварить 1 дозу то это 2 ложки на 100 грамм воды - дающие на выходе около 70 грамм напитка.

Теперь про "пить мелкими глотками". Правильнее это назвать как "рассасывать". Потому что пока кофе находитcя во рту - слизистая усваивает Кофеин из кофе. Простое глотание отправляет кофе в желудок который не усваивает кофеин.

Церемония приготовления Вьетнамского кофе и тот факт что он даже в зернах уже с карамелью для меня оказалось открытием - я ведь для приготовления карамелизированного кофе - варил в турке карамель и засыпал туда кофе. Этим я убил медную турку, ибо она оказалась паянной.
В церемонии приготовления по вьетнамски - получаем дешевую, простую и законченную конструкцию, легкую в применении и хранении прямо в офисе. На фото я приготовил кофе прямо на табурете. Увы есть и недостаток - одна порция. Впрочем можно купить и более емкие но для приготовления одной порции заливать не до краев.

Общий итог: Суть вьетнамского кофе в том что он уже производится карамелизированным и существует определенная церемония заваривания по вьетнамски.

Вот так.. как то так...

Всех благ,
Олег.

Комментариев нет:

Отправить комментарий